В период Средневековья в Европе и в Украине среди учетных документов чаще всего попадаются универсалы на право безтаможенного проезда купцов. Отличительная особенность этих документов – подтверждение печатью, что было указано в самом акте. Одновременно хранились книги, которые вели в замках, городах, монастырях. В книгах в первую очередь отображали перемещения купцов с товарами через таможни, чтобы достоверно определить суммы налогов, потому что таможенники периодически отчитывались о прибылях, и убытках от деятельности таможен. Данные отчетов записывались в метрических книгах как отдельные счета за каждым таможенником, где отображались суммы поступлений. В подтверждение об оплаты таможенных платежей в пятнадцатом столетии использовали квитанции как подтверждающие документы. Язык документов и ведение книг древнеукраинский и латинский. Законодательного регулирования ведения книг и документов не было.
Существенную роль в развитии регламентации учетного процесса в Украинских городах сыграло Магдебургское право. Развитым торговым центром был Львов.После присоединения Русских земель к Польской территории Львов получает Магдебургское право. Согласно грамоте, король приказал назначить и определить город Львов специальным поощрением и выделить ему для улучшения 70 франконских ланов в лесах и виноградниках, лугах и пастбищах, в соответствии с чем, смогут их отмерять. Король указывал, чтобы из них 60 ланов подлежали оплате аренды в день святого Мартина (4 июля), и что с каждого лана аренда 24 русских гроша арендной платы. Согласно грамоте польского короля Казимира ІІІ «О предоставлении Львову Магдебургского права известно, что город получает также дополнительные источники доходов по фиксированному налогу в русских деньгах, которые здесь использовались.
Учетный процесс охватывает городское и замковое имущество. С ХV столетия попадаются данные об инвентаризации имущества. Например «Люстрационная опись Высокого и Низкого замков в Львове в 1495 году». В инвентаризационной описи говорится только об имуществе, которое было в замках, без сравнения с записями в книгах. Использование приема инвентаризации не было еще объединено в единую систему учета, а проводили ее в чрезвычайных ситуациях (после пожара, войны, смены владельца). В середине века город стал образцом самоуправления, где все вопросы решали жители во главе с Радой. Среди городских учреждений Львова весомое место занимала Комиссия городского хозяйства, в компетенцию которой входило управление доходами и расходами города.
Магдебургское право способствовало развитию городских цехов, которые становятся субъектами хозяйственной деятельности, что заставляет их вести учет доходов и затрат, а деятельность их регламентировалась уставом.
Статьи цеха, в основном регулировали внутренние трудовые отношения между мастерами, подмастерьями и прислугой. Важнейшими были вопросы профессионального направления, дисциплины и высокого качества работы. Вступление в цех – платное (при соответствии профессионального уровня), нарушения дисциплины предусматривало штрафные санкции, стандартизовано отношение к порядку оплаты труда. А также способ исправления допущенного брака, который применяют и сегодня. Одновременно в уставе не упоминалось об обязательстве ведения книг учета. Известно, что каждый год цеха отчитывались перед Радой города о своих доходах и расходах на основании цеховых книг, которые не были обеспечены постоянными писарями и вели их весьма неаккуратно. Лишь отдельные цеха, которые были побогаче, и имели более высокую степень развития (цех купцов), соответственно, имели лучше составленные уставы и лучшее книговодство. Пожары постоянно уничтожали приобретения цехов вместе с их книгами и регистрами, поэтому тяжело говорить о единой методике учетных записей, но возможно, что ведение бухгалтерского учета обусловливали экономическая целесообразность и практические надобности.