Стандартной ситуацией в бизнесе является передача, приобретение корпоративных прав или увеличение уставного фонда. Целью этой небольшой статьи, является, предупредить участников подобных сделок о налоговых последствиях и отнестись к принятию решения на эту тему настолько серьезно, насколько велика будет сумма подобной операции.
Сначала обратимся к Налоговому кодексу Украины, и постараемся понять, что приобретение корпоративных прав – является доходом с источником его происхождения в Украине (Подпункт В пункта 14.1.54 Статьи 14 НКУ). Причем пополнение уставного фонда на «определенную» сумму – это тоже приобретение корпоративных прав на эту «определенную» сумму или получение дохода.
Всякий доход, будь он доходом у юридического лица или у физического лица, является объектом налогообложения налогом на прибыль или налогом с доходов физических лиц (пп134.1.1 статьи 134 или пп163.1.2 статьи 163 НКУ). Поэтому, когда вы приобретаете корпоративные права (покупаете фирму, пополняете уставный фонд), необходимо подумать о том, что у Вас должны быть и расходы, подтвержденные документально.
Например: вы покупаете фирму, т.е. становитесь собственником корпоративных прав, оформляете договор у нотариуса, становитесь владельцем ООО вместо старого хозяина. Старый хозяин физически ушел, но согласно документам, ни денег, ни других средств на сумму уставного фонда он не забрал, а вы, новый владелец, на эту сумму в уставный фонд ничего не внесли. Вы с ним просто физически поменялись местами. Но вы в этой фирме —новый владелец, который получил корпоративные права, т.е. доход, и ничего не заплатил, т.е. не понес расходов. Получается очень распространенная среди подобных сделок ошибка, всплывающая обычно при проверке с последующим начислением соответствующих налогов (НДФЛ или налог на прибыль) и штрафов. Причем, если владельцы новый и старый – физические лица, то виновником и одновременно оштрафованным лицом, будет юридическое лицо, т.к. оно является налоговым агентом. Поэтому, оформляя договор купли-продажи корпоративных прав на покупку предприятия, кроме договора, необходимо сделать одно из двух действий: оплатить соответствующий налог, исходя из суммы приобретения, или выплатить сумму уставного фонда предыдущему хозяину, а новый ее внесет. Причем и выплатить и внести можно не только деньгами, но и другими активами.
Второй, очень распространенной операцией, при которой возникают серьезные ошибки – является пополнение уставного капитала или его уменьшение в Обществе с ограниченной ответственностью. В случае пополнения, люди безосновательно полагают, что у них есть целый год на осуществление этой операции. Но этот год дается только для внесения активов (денег) в уставный фонд для вновь созданных предприятий, начиная с даты регистрации, это сказано в статье 52 Закона Украины «О хозяйственных обществах». А для действующих ООО – есть только налоговый период, который может быть и короче 12-ти месяцев, в течение которого они приобретают доход на сумму увеличения стоимости корпоративных прав, т.е. сумму пополнения уставного фонда. И до конца этого периода логично понести расходы, т.е. пополнить его. Если расходы вы сделать вовремя забыли или не смогли, и в соответствующем отчетном периоде доход не отразили, то из НКУ вытекает, что на сумму увеличения уставного фонда без ее внесения или отражения ее в отчетности и начислении налогов, положен штраф.
И рассмотрим последний момент в этой статье: уменьшение уставного фонда. В статье 56 Закона Украины «Хозяйственных обществах» — срок вступления в силу решения об уменьшении уставного фонда равен трем месяцам с момента регистрации такого решения в Государственном регистраторе и соответствующей публикации. А после этого, долю необходимо выдать участнику в течение текущего налогового периода, т.к. исходя из НКУ, по окончании этого налогового периода, она будет расценена как возвратная финансовая помощь с вытекающими отсюда налоговыми последствиями.
Leave a Reply